Киберсквоттинг

После того как перспективность коммерческого использования сети Интернет стала очевидной, в Сети появилось такое явление, как киберсквоттинг, — регистрация доменных имен с использованием обозначений, которые, по предположениям киберсквоттеров, в будущем могут понадобиться кому-либо настолько, что будут выкуплены у киберсквоттера по цене, в несколько раз превышающей расходы киберсквоттера на регистрацию домена.

Киберсквоттинг произошел от англ. cyber — виртуальный, компьютерный и to squat — захватывать, заселять землю, строения, не имея на то каких-либо правовых оснований.

Примеры рекордов из зарубежной практики: доменное имя «altavista.com» было продано за 3 млн. 250 тыс. долл. США, «business.com» — за 7 млн. 500 тыс. долл. США, «mercury.com» — за 1 млн. 100 тыс. долл. США.

Результаты подобной деятельности российских киберсквоттеров обычно не превышают 100-кратной стоимости регистрации и находятся в пределах 1 — 2 тыс. долл. (к рассказам о суммах в десятки тысяч долларов следует относиться скептически, как к попыткам искусственно «разогреть» рынок доменных имен).

Для ранних этапов эволюции сети Интернет было характерно нигилистическое отношение к правилам и обычаям, существующим вне сети, в реальном мире.

Идеалисты от сети Интернет считали, что они смогут урегулировать внутрисетевые отношения путем формирования внутренних, специфических для сети Интернет правил, не прибегая к инструментам, выработанным до этого тысячелетиями мировой цивилизации и отраженным в нормах права.

Показательной в этом смысле применительно к процедуре регистрации доменов является популярная у киберсквоттеров поговорка: «Кто первый встал — того и тапки», очень наглядно отражающая главный принцип регистрации доменных имен почти во всех странах: незарегистрированное доменное имя регистрируется на то лицо, чья заявка в электронной форме первой поступила к регистратору доменов, наличие каких-либо законных оснований регистратором доменов у претендента не предусмотрено даже в очевидно сомнительных случаях.

Наиболее явным видом виртуального «захвата/заселения» является регистрация киберсквоттерами доменных имен, совпадающих с известными товарными знаками или фирменными наименованиями, поэтому термин «киберсквоттинг» обычно принято применять скорее в отношении именно такой деятельности.

Оставить ответ

4 × два =